Одна из проблем ведения и продвижения сайтов – это потеря актуальности контента, а также необходимость регулярного обновления сайта. Игнорирование данной проблемы приводит к потери позиций и снижению трафика. Почему так происходит? Поисковики определяют неактуальный, приносящий мало пользы или, в общем, слабый контент как Thin content(тонкий контент) или МПК(малополезный контент). Когда поисковики определяют контент как малополезный – страница резко проседает в выдаче, уходя за 100-ую страницу. Что необходимо делать, чтобы этого избежать? Как определить малополезный контент? Какова должна быть периодичность обновления контента? Мы разберем все вопросы, связанные с проблемами малополезного контента.
Малополезный контент или Thin content – что это такое?
Для Яндекса используется понятие МПК, для Google – Thin content и они отличаются. В общем они указывают на то, что страница либо изначально не было полезной для пользователя, либо со временем потеряла актуальность. Также фильтр МПК накладывается за слишком большое количество рекламы или агрессивный показ рекламных блоков.
Критерии малополезного контента
Малополезный контент(Яндекс):
- практически отсутствует трафик
- есть повторяющийся текст или блоки
- мало текста – меньше 200 слов
- отсутствует контент (нет описания услуги)
- страница дублируется или сгенерирована (синонимайзер, некачественный рерайт, пасинг контента)
Страницы затрагивающие EAT фактор не определяются как МПК.
Thin content(Google):
- потерявшая актуальность
- на сайте нет регулярных обновлений
- постепенно потерявшая позиции (из-за изменения спроса)
- на которой не совершается конверсий
Общие критерии для МПК и Thin content:
- слишком много рекламы
- не удовлетворяется интент пользователя
- плохие поведенческие факторы: высокий % отказов или отсутствие конверсии на страницах
Какие сайты чаще имеют тонкий контент?
Под фильтр «малополезный контент» часто попадают:
- сервисы
- интернет-магазины
- новостники
- корпоративные сайты/визитки
Под фильтр попадают сайты не обновляющие контент или не публикующие новый. Интернет-магазины, сервисы и сайты услуг, которые не обновляют цены, ассортимент, не публикуют отзывы чаще рискуют получить фильтр МПК. Например, если в растущем интернет-магазине нет изменений несколько месяцев, то у него очень большая вероятность потерять позиции из-за слабого контента.
В случае с новостниками часто имеют место быть рерайты, сборная информация, воровство контента(перепосты) или просто дубли текста. Для новостников актуален Thin content из-за того, что большинство новостей через некоторое время практически сразу теряют актуальность, а МПК – из-за дублей и повторяющихся текстов. Сайты СМИ переносят неактуальные или малополезные страницы в архив.
Под МПК также попадают порталы, где выкладываются экспертные материалы. Это связано с тем, что эксперты переносят свои материалы с сайта на сайт для большего распространения, что приводит к дублям и повторяющимся текстам.
Высококонкурентные тематики также подвержены Thin content, так как постоянная конкуренция выбивает менее качественный контент вниз поисковой выдаче, откуда не будет трафика.
Почему страница или сайт получают фильтр «Малополезный контент»?
В долгосрочной перспективе, любой сайт или отдельная страница, которые не обновляются могут попасть под определение маполезного контента. Вероятность этого около 70%. В большей степени это касается интернет-магазинов, сайтов СМИ и корпоративных сайтов. В меньшей степени это затрагивает сайты «вечной тематики». Основными причинами являются: низкокачественный контент, устаревание контента и отсутствие обновлений.
Значимые страницы должны постоянно обновляться и дорабатываться. Если приоритет на обновление отдается малозначимым страницам, то страницы, которые надо продвигать могут потерять позиции и это негативно скажется на всем сайте.
Как определить слабый контент?
- страницы выпадают из выдачи, а посещаемость практически полностью пропадает
- плохие поведенческие факторы: высокий процент отказов
- мало посещаемости, даже если раньше она была
- нет конверсии: страницы не продают
Как исправить малополезный контент?
Чтобы исправить малополезный контент необходимо сделать несколько шагов:
- ищем причину проблемы
- определить приоритетное направление и составить список страниц, подлежащих изменению
- собрать семантику для оптимизируемых страниц
- замерить позиции для страниц
- принять решение относительно каждой
- решениями будут:
- создание нового контента или повышение уникальности
- закрытие от индексации
- удаление страницы
- 301 редирект
- дополнительные трафик
Ищем причину проблемы
Первым делом необходимо найти причину проблемы – это могут быть неграмотные действия оптимизатора, клиента или изменился алгоритм поисковиков.
Ошибка оптимизатора заключается в проработке неприоритетного направления: значимые страницы остаются недоработанными, а малозначимым страницам уделяется много внимания. Чтобы это исправить необходимо определить приоритетность направлений: над какими страницами следует работать в первую очередь, а над какими по остаточному признаку.
Действия клиента также могут привести к проблемам. Например, клиент может не вносить необходимые правки или предпринимать самостоятельные действия, которые идут вразрез с действиями специалиста. Ошибкой клиента также является отказ от услуг SEO-специалиста, так как не зная тонкостей текстовой оптимизации, семантики или работы с метатегами совершить ошибку становится крайне просто.
Ошибки в алгоритмов поисковиков также могут привести к проблемам с тонким контентом. Например, из-за изменения алгоритма сайт или целая тематика может изменить тип страниц с коммерческой на информационную, что приведет к падению трафика для все тематики.
Определяем приоритетное направление
Приоритетное направление – это список наиболее важных страниц, которые потеряли актуальность или изначально имели проблемы. Если мы хотим исправить сразу весь старый контент – то столкнемся с рядом трудностей:
- не хватает времени
- не хватает бюджета
- некоторые страницы легче и разумнее удалить/подклеить/закрыть от индекс
- работа над неприоритетными страницами можем стать причинной упущенных возможностей для главных направлений
Подбор семантического ядра
После создания списка страниц – мы собираем семантическое ядро: список ключевых запросов под которые продвигается каждая отдельная страница. Это необходимо для замера позиций.
Замер позиций
Чтобы измерить эффективность оптимизации контента необходимо замерить позиции на протяжении всего периода: от начала работ, до получения конечного результата. Конечный результат получается спустя 3-5 месяцев.
Решение для каждой страницы
Создание нового контента или доработка. Первое будет стоить дороже, но может дать более значительный эффект, второе можно применять массово и намного дешевле, что разумнее для большого объема работы. Ключевые страницы, представляющий малополезный контент, можно создать с нуля, но большинство страниц лучше просто доработать.
Закрытие от индексации и удаление необходимы когда страница полностью потеряла актуальность. Например, ряд услуг больше не предоставляются или в целом оказались невостребованными и занижают весь сайт в общем. Закрытие от индексации применяется к внутренним страницам, которые полезные и хорошо интегрированы в внутреннюю перелинковку. Удаление применяется к малополезным страницам, которые не представляют ценности сами по себе и не связаны с другими страницами.
301 редирект применяется в нескольких случаях. Хорошим применением 301 редиректа считается подклейка старой странице к новой, которая представляет собой рерайт старой. В таком случае её оперативно обойдут роботы, а ссылочный вес сохранится. Если страница имеет хороший ссылочный профиль, то её удаление будет нецелесообразным, поэтому мы можем подклеить её к похожей странице.
Дополнительный трафик следует направлять на страницы, качественная оптимизация которых не принесла видимого результата. В таком случае мы единоразово используем дешевый трафик (насколько это возможно), например недорогую тизерную рекламу.
Определив решение для каждой страницы остается замерить показатели, оптимизировать, удалить, подклеить или закрыть от индексации и наблюдать за показателями в течении нескольких месяцев. При наличии малополезного контента и качественной оптимизации суммарный трафик может вырасти на 20%-50%.
Почему обновлять страницы лучше, чем писать их с нуля?
Все дело в соотношении гарантий и вложений. Гарантий роста нет – даже качественно оптимизированные страницы могут несколько месяцев продолжать быть тонким контентом. Тогда как копирайт средней статьи в неконкурентной тематике может стоить около 1500₽. Создать 50-100 таких страниц без гарантии роста может позволить себе не каждый. Обновление страниц происходит быстрее, дешевле и позволяет развернуть действие на куда больший объем страниц. Дополнение контента – это метод, который используют умелые оптимизаторы. При этом дополненная страница, которая не дала результат – может быть дополнена снова, что не займет много времени. А заказывать пачку новых статей – слишком трудозатратно.
Создание нового контента требует большого количества затрат бюджета, поэтому есть более простое решение – дополнение: комментарии, небольшие текстовые фрагменты и добавление цитат. Можно пополнять старый контент выводами, делать анонсы новостей или добавлять похожие и полезные материалы в текстовом виде. Достаточно добавить абзац или несколько небольших абзацев, а также дать сигнал ботам, чтобы они оценили контент снова. Сигналом может быть дополнительный трафик, например из социальных сетей. Социальные сигналы также могут направить внимание ботов на переоценку страницы.
Сокращения количества страниц также становится актуальным, когда речь заходит о больших ресурсах, оптимизация старого контента которых занимается слишком большое количество времени и бюджета. Уменьшение страниц, путем удаления thin content’a позволит не только сбросить мертвый груз, но и более дешевым в продвижении и оптимизации.
Плюсом является разнообразние обновлений страниц: мы можем добавить инфографику, пополнить страницу комментариями, доработать текст, добавить внутреннюю перелинковку и экспериментировать с этим.
Малополезный контент: алгоритм действий
Определив наличие тонкого контента, мы составляем список страниц, подлежащих изменению. Далее нам нужно семантическое ядро, чтобы замерить позиции и понять где у нас есть проблемы. Когда семантика собрана – мы замеряем позиции и показатели в Яндексе: Вебмастере, Метрике и Вебвизоре, и Google: Google Search Console и Google Analytics. Будут полезны инструменты для анализ позиций: Megaindex, Serpstat, Ahrefs, Semrush и так далее.
- Определяем наличие тонкого контента
- Составляем список страниц, подлежащих изменению
- Собираем семантическое ядро: список ключевых слов
- Замеряем позиции страниц по ключевым запросам
- Принимаем решение о способе устранения: оптимизация, удаление, закрытие от индекса, создание нового контента или 301 редирект
- в случае создания нового контента – составляем ТЗ, заказываем, пишем, размещаем
- Замеряем позиции несколько месяцев с определенной периодичностью
- Если все получилось, то можно доработать менее приоритетный контент, если нет – пробовать снова
Материал был подготовлен на основе вебинара Ильи Ростокина для «Обучающего центра Cybermarketing». Полную версию вебинара, мы прикладываем к статье ниже.