Блог «Про Интернет-Маркетинг» - посвящен информационным статьям про интернет-маркетинг и продвижение сайтов. Так же на сайте вы можете заказать услуги по продвижению сайта и бизнеса в интернете.

Эффект Гиффена - что это такое? Появление и анализ

про Интернет-Маркетин

Что это такое?


Эффект Гиффена (англ. «Giffen effect», «Giffen paradox») – исключение из закона спроса и предложения, при котором рост цены на продукцию не снижает, а повышает ее востребованность у конечных потребителей. Утверждение соответствует истине и в обратной интерпретации. Снижение стоимости продукта провоцирует снижение интереса к нему.


Появление и анализ


Это парадоксальное явление первым заметил и проанализировал Роберт Гиффен, английский экономист и видный статистик конца 19 века. При исследовании процессов, спровоцировавших экономический кризис в Ирландии, статистик отметил рост объема реализации определенных продуктов, несмотря на рост цены. Наиболее отчетливо тенденция прослеживалась в торговле картофелем и хлебом среди беднейших слоев рабочих и служащих. Это противоречило главному закону рынка.


Данные британского ученого легли в основу работы его соотечественника Альфреда Маршалла. В 1895 году он опубликовал научный труд Principles of Economics (англ.), где описал открытое коллегой явление и охарактеризовал отличительные признаки изделий, пользующихся атипичной популярностью при росте стоимости. Продукты и услуги, удовлетворяющие данным критериям, он назвал «товарами Гиффена».


Основные критерии по А. Маршаллу следующие:


  • изделие обладает низкой стоимостью;
  • является продуктом первой необходимости;
  • не имеет доступного аналога;
  • в большей части востребовано малообеспеченными слоями населения;
  • имеет большой удельный вес в структуре расходов.

Суть явления


Закон спроса и предложения (рис. 1) гласит, что снижение цены товара приводит к росту спроса и наоборот. Пересечение кривых обозначает равновесное положение рынка, при котором запросы потребителя удовлетворены. Область, расположенная ниже точки равновесия, показывает дефицит нужного товара (неудовлетворенный спрос), область выше пересечения кривых – перепроизводство продукции (переизбыток предложения).


Эффект Гиффена - что это такое? Появление и анализ


Парадокс описывает обратную ситуацию на рынке (рис. 2). Плавный рост стоимости товара провоцирует аналогичное повышение его востребованности. При резком увеличении цены возможно нарастание потребности в геометрической прогрессии. Максимальной величины неудовлетворенный спрос достигает среди групп с малым и крайне низким уровнем доходов.


Рисунок 2 Кривая спроса на товары по Р.Гиффену


Эффект Гиффена - что это такое? Появление и анализ


В 20-21 веке ситуация с ирландским голодом соотносится с кризисными 90-ми и началом 2000-х годов, когда основная часть населения оказалась за чертой бедности и вынужденно реструктурировала расходы в пользу доступной пищи и услуг.


Современными примерами товаров с атипичным спросом служат:

  • свекольный сахар;
  • растительное масло;
  • крупы местного производства;
  • хлеб и мучные изделия;
  • овощи и корнеплоды;
  • консервы и мясо низшей ценовой категории;
  • спички и соль.

Ухудшение экономической ситуации и снижение личных доходов вынуждает население покупать продукты питания впрок, в объемах выше привычного уровня потребления.


Итоги


Парадокс Гиффена – увеличение цены товара повышает его востребованность у покупателей с небольшим достатком. Продукты и изделия, вызывающие подобную ситуацию, называются товарами Гиффена.



Понравилась статья? Нажми на кнопки своих соц. сетей:
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Чтобы оставить комментарий или отзыв необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии и отзывы

Войти с помощью:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Нажимая кнопку отправить вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и Пользовательским соглашением

Добавить комментарий

SEO результаты

Загрузка данных..

  • Продвижение сайтов

    Если Вы являетесь владельцем веб-сайта и Вас интересует вопрос: как привлечь клиентов и увеличить продажи в бизнесе, то предлагаю Вам заказать продвижение сайта в интернете в поисковых системах Яндекс и Google на первые места.

  • Обучение продвижению сайтов

    Вопрос как продвигать сайт самостоятельно интересует не только вебмастеров, но и владельцев бизнеса. Поэтому предлагаю обучение эффективному, быстрому и самостоятельному продвижению сайта без лишних затрат финансов и времени.

  • Интернет-маркетинг

    Основная цель интернет-маркетинга - увеличение эффективности рекламных каналов, конверсии сайта и его составляющих, покупательной способности посетителей сайта, стимулирование продаж на сайте и построение маркетинговой стратегии сайта.

Вход на сайт

Войти с помощью: