Эффект Гиффена — что это такое? Появление и анализ

Что это такое?

Эффект Гиффена (англ. «Giffen effect», «Giffen paradox») – исключение из закона спроса и предложения, при котором рост цены на продукцию не снижает, а повышает ее востребованность у конечных потребителей. Утверждение соответствует истине и в обратной интерпретации. Снижение стоимости продукта провоцирует снижение интереса к нему.

Появление и анализ

Это парадоксальное явление первым заметил и проанализировал Роберт Гиффен, английский экономист и видный статистик конца 19 века. При исследовании процессов, спровоцировавших экономический кризис в Ирландии, статистик отметил рост объема реализации определенных продуктов, несмотря на рост цены. Наиболее отчетливо тенденция прослеживалась в торговле картофелем и хлебом среди беднейших слоев рабочих и служащих. Это противоречило главному закону рынка.

Данные британского ученого легли в основу работы его соотечественника Альфреда Маршалла. В 1895 году он опубликовал научный труд Principles of Economics (англ.), где описал открытое коллегой явление и охарактеризовал отличительные признаки изделий, пользующихся атипичной популярностью при росте стоимости. Продукты и услуги, удовлетворяющие данным критериям, он назвал «товарами Гиффена».

Основные критерии по А. Маршаллу следующие:

  • изделие обладает низкой стоимостью;
  • является продуктом первой необходимости;
  • не имеет доступного аналога;
  • в большей части востребовано малообеспеченными слоями населения;
  • имеет большой удельный вес в структуре расходов.

Суть явления

Закон спроса и предложения (рис. 1) гласит, что снижение цены товара приводит к росту спроса и наоборот. Пересечение кривых обозначает равновесное положение рынка, при котором запросы потребителя удовлетворены. Область, расположенная ниже точки равновесия, показывает дефицит нужного товара (неудовлетворенный спрос), область выше пересечения кривых – перепроизводство продукции (переизбыток предложения).

Эффект Гиффена - что это такое? Появление и анализ

Парадокс описывает обратную ситуацию на рынке (рис. 2). Плавный рост стоимости товара провоцирует аналогичное повышение его востребованности. При резком увеличении цены возможно нарастание потребности в геометрической прогрессии. Максимальной величины неудовлетворенный спрос достигает среди групп с малым и крайне низким уровнем доходов.

Рисунок 2 Кривая спроса на товары по Р.Гиффену

Эффект Гиффена - что это такое? Появление и анализ

В 20-21 веке ситуация с ирландским голодом соотносится с кризисными 90-ми и началом 2000-х годов, когда основная часть населения оказалась за чертой бедности и вынужденно реструктурировала расходы в пользу доступной пищи и услуг.

Современными примерами товаров с атипичным спросом служат:

  • свекольный сахар;
  • растительное масло;
  • крупы местного производства;
  • хлеб и мучные изделия;
  • овощи и корнеплоды;
  • консервы и мясо низшей ценовой категории;
  • спички и соль.

Ухудшение экономической ситуации и снижение личных доходов вынуждает население покупать продукты питания впрок, в объемах выше привычного уровня потребления.

Итоги

Парадокс Гиффена – увеличение цены товара повышает его востребованность у покупателей с небольшим достатком. Продукты и изделия, вызывающие подобную ситуацию, называются товарами Гиффена.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Людмила/ автор статьи
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про Интернет-Маркетинг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: