Что это такое?
Эффект Гиффена (англ. «Giffen effect», «Giffen paradox») – исключение из закона спроса и предложения, при котором рост цены на продукцию не снижает, а повышает ее востребованность у конечных потребителей. Утверждение соответствует истине и в обратной интерпретации. Снижение стоимости продукта провоцирует снижение интереса к нему.
Появление и анализ
Это парадоксальное явление первым заметил и проанализировал Роберт Гиффен, английский экономист и видный статистик конца 19 века. При исследовании процессов, спровоцировавших экономический кризис в Ирландии, статистик отметил рост объема реализации определенных продуктов, несмотря на рост цены. Наиболее отчетливо тенденция прослеживалась в торговле картофелем и хлебом среди беднейших слоев рабочих и служащих. Это противоречило главному закону рынка.
Данные британского ученого легли в основу работы его соотечественника Альфреда Маршалла. В 1895 году он опубликовал научный труд Principles of Economics (англ.), где описал открытое коллегой явление и охарактеризовал отличительные признаки изделий, пользующихся атипичной популярностью при росте стоимости. Продукты и услуги, удовлетворяющие данным критериям, он назвал «товарами Гиффена».
Основные критерии по А. Маршаллу следующие:
- изделие обладает низкой стоимостью;
- является продуктом первой необходимости;
- не имеет доступного аналога;
- в большей части востребовано малообеспеченными слоями населения;
- имеет большой удельный вес в структуре расходов.
Суть явления
Закон спроса и предложения (рис. 1) гласит, что снижение цены товара приводит к росту спроса и наоборот. Пересечение кривых обозначает равновесное положение рынка, при котором запросы потребителя удовлетворены. Область, расположенная ниже точки равновесия, показывает дефицит нужного товара (неудовлетворенный спрос), область выше пересечения кривых – перепроизводство продукции (переизбыток предложения).
Парадокс описывает обратную ситуацию на рынке (рис. 2). Плавный рост стоимости товара провоцирует аналогичное повышение его востребованности. При резком увеличении цены возможно нарастание потребности в геометрической прогрессии. Максимальной величины неудовлетворенный спрос достигает среди групп с малым и крайне низким уровнем доходов.
Рисунок 2 Кривая спроса на товары по Р.Гиффену
В 20-21 веке ситуация с ирландским голодом соотносится с кризисными 90-ми и началом 2000-х годов, когда основная часть населения оказалась за чертой бедности и вынужденно реструктурировала расходы в пользу доступной пищи и услуг.
Современными примерами товаров с атипичным спросом служат:
- свекольный сахар;
- растительное масло;
- крупы местного производства;
- хлеб и мучные изделия;
- овощи и корнеплоды;
- консервы и мясо низшей ценовой категории;
- спички и соль.
Ухудшение экономической ситуации и снижение личных доходов вынуждает население покупать продукты питания впрок, в объемах выше привычного уровня потребления.
Итоги
Парадокс Гиффена – увеличение цены товара повышает его востребованность у покупателей с небольшим достатком. Продукты и изделия, вызывающие подобную ситуацию, называются товарами Гиффена.
Основатель веб-студии «Про Интернет-Маркетинг». Опыт в SEO с 2011 года, Работал в должностях: SEO-специалист, руководитель SEO-отдела, инвестиционный консультант, интернет-маркетолог, руководитель отдела интернет-маркетинга, маркетолог, веб-аналитик.