Давно думал написать подобную статью. Особенно после начала публикации во ВКонтакте обзоров по #сеошмео. Многие не понимают разницу между интернет-маркетологом и человеком который в компании должен заниматься всем подряд. И часто при найме на работу интернет-маркетолога, от него требуют разбираться в областях на которых он не специализируется. Например, при найме на работу SEO-специалиста, работодатель может возложить на него обязанности маркетолога, директолога, копирайтера, дизайнера, программиста и прочих специалистов, которые должны быть в штате вместе с сеошником или работа которых должна оплачиваться отдельно. Чем должен и не должен заниматься интернет-маркетолог?
Проблема интернет-маркетолога: чем не должен заниматься интернет-маркетолог?
Расплывчатое понятие, которое в умах многих работодателей сводиться к «привести клиентов отовсюду» приводит к возникновению трудностей во взаимодействии между специалистом и работодателем. Интернет-маркетинг подразумевает разнообразные направления, каждое из которых требует большого объема знаний, опыта и специализации. Например, большинство SEO-шников могут худо-бедно настроить таргетинг, но затраты связанные с неэффективным использованием бюджета не-специалистом будут выше, чем найм отдельного сотрудника. То же самое касается и SMM, не говоря уже об областях, которые не касаются непосредственной области компетенции интернет-маркетолога.
Основной обязанностью интернет-маркетолога является увеличение продаж через определенный канал-трафика, с которым он работает. Интернет-маркетолог может многое, но не это не значит, что целесообразно его использовать во всех сферах. Микроскопом тоже можно колоть орехи, но это будет неэффективно. Использование специалистов будет более разумным решением, чем попытка использовать непрофильного специалиста во всех областях и на всех должностях.
Это, на самом деле, распространенная проблема, которая проистекает из непонимания сферы интернет-маркетинга в целом. Целесообразность использования специалиста заключается в использовании его сильнейших сторон. Если SEO-шник имеет за плечами 5 лет опыта работы в SEO и пол года работы в SMM, то разумнее будет использовать его рабочие часы для решения задач связанных с получением трафика из поисковой выдачи и не тратить время на решение смежных задач. Правильнее будет поставить вопрос о расширении штата сотрудника, если открываются новые направления реализации товаров или услуг, вместо нецелевого использования времен и бюджета непрофильного специалиста.
Итак, интернет-маркетолог не должен заниматься деятельностью, которая является непрофильной по отношению к его компетенции. Это касается не только других сфер: дизайна, программирования, системного администрирования и т.д., но и различных сфер интренет-маркетинга в целом. SMM-шник должен заниматься SMM, а SEO-шник – SEO.
Что входит в обязанности интернет-маркетолога?
Цель интернет-маркетолога – привлечь клиентов и превратить их в покупателей с помощью различных каналов трафика.
Все обязанности интернет-маркетолога и его деятельность будет строиться вокруг получения как можно большего количества клиентов. Для этого ему необходимо:
- провести анализ конкурентов, целевой аудитории и тематики бизнеса;
- провести аудит бизнеса, сайта, каналов трафика и инструментов привлечения клиента;
- создание целей, планирование продвижения и распределение бюджета;
- работа с инструментами по привлечению клиентов: SEO, SMM, контекстная реклама и т.д;
- веб-аналитика: работа с различными сервисами анализа, высчитывающими эффективность продвижения – конверсии, количество привлеченных пользователей, полученная прибыль и т.д;
- составление отчётности о проделанной работе или полученных результатов.
Для многих интернет-маркетологов особенно актуален набор soft-скиллов направленных на взаимодействие с исполнителями и клиентами. Интернет-маркетолог должен заниматься постановкой задач для исполнителей и уметь взаимодействовать с клиентами, которые часто бывают проблемные.
Среди других навыков полезных для интернет-маркетолога большое значение имеют:
- знание основ html, css и js;
- знание основ дизайна и верстки;
- способность быстро решать технические проблемы;
- грамотная работа с большим массовом данных;
- умение писать продающие и информационные тексты, пресс-релизы;
- способность управлять командой;
- умение управлять рекламным бюджетом и распределять его на приоритетные задачи.
Вывод
В среднем, интернет-маркетолог может заниматься работой с различными каналами-трафика, но наибольшая эффективность и наименьшее количество ошибок и слитого бюджета возникает именно когда специалист задействован в сфере его компетенции. В вакансиях часто можно найти требование к интернет-маркетологу уметь работать со всеми каналами трафика, но, в действительности, наибольшей эффективности специалист достигает, когда занимается в области своей компетенции.
А сейчас посмотрите видео с одной из функций, которой должен заниматься интернет-маркетолог – прогнозирование будущих результатов от работы других специалистов по привлечению клиентов.
А что думаете Вы? Должен ли интернет-маркетолог заниматься в компании самостоятельно seo, контекстом, баннерами, sms рассылками, email рассылками, отзывами, ведением социальных сетей, добавлением контента, написанием текста и т.п?
Основатель веб-студии «Про Интернет-Маркетинг». Опыт в SEO с 2011 года, Работал в должностях: SEO-специалист, руководитель SEO-отдела, инвестиционный консультант, интернет-маркетолог, руководитель отдела интернет-маркетинга, маркетолог, веб-аналитик.